Тема: "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сказки"
Сегодняшние дети – это будущее страны. Благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве. А это значит, что важным становится правовое воспитание детей, которые лучше воспринимают информацию не через слова, не через маленький жизненный опыт, а через сочувствие, сопереживание героям сказок. А это приводит к выводу, что главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания для старших дошкольников должны выступать сказочные герои. Для них в равной степени привлекательны и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Дети легко запоминают сказку.Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит его напрямую, она предлагает образы, которыми ребенок наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию. Сказка в конкретных образах раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества и сострадания. Сказка помогает формировать у детей правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям При ознакомлении детей с правами и обязанностями необходимо опираться на текст Всеобщей декларации прав человека. Но тексты правовых документов сложны для детей. И поэтому они должны быть переведены на язык доступный восприятию детей. А сказки будут здесь выступать в качестве наглядных примеров.
Читая сказки «Кот,лиса и петух», «Серая шейка», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно довести до сведения детей, что каждый человек имеет право на жизнь, и никто не вправе покушаться на жизнь и здоровье человека.
Знакомство с правом нанеприкосновенность жилища прослеживается в сказках разных народов, часто таких схожих, что их можно считать разными национальными вариантами и версиями одного и того же произведения. В этом легко убедиться, сопоставив такие сказки, как украинскую «Рукавичка» и русскую «Теремок». Сходство сюжетов и сюжетных ситуаций оттеняют различия, очень существенные с точки зрения передачи художественной мысли.
Сказка «Заюшкина избушка» может навести детей на размышление: есть ли где-нибудь на земле места, где дом был бы сделан из льда и снега. А главное – ответить на вопрос, кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права, право на неприкосновенность жилища.
Читая сказку «Гадкий утенок», можно объяснить детям, что каждый ребенок имеет право на семью, на заботу родителей.
А ненецкая сказка «Кукушка» и татарская сказка «Три дочери» показывают нам, что у каждого члена семьи есть не только права, но и обязанности.
Прочитав сказку В. Гаршина «Лягушка – путешественница» можно обсудить, как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности.
Поделиться с друзьями: